Главная Охраной труда в газовой промышленности Текстовая часть инструкции в газо-промышленном производстве
Текстовая часть инструкции в газо-промышленном производстве

4.4.19. должна излагаться в простой и доступной форме, а требования ее должны быть краткими и четкими. Терминология должна соответствовать той, которая принята в действующих документах по охране труда (ССБТ, СНиП, СН, правилах, утвержденных типовых инструкциях и т. п.), и иметь директивный характер изложения в форме:

запрещающей - например: при неисправности контрольно-измерительных приборов работа... запрещается; во время работы... запрещается находиться в опасной зоне; применение неисправного инструмента запрещается; запрещается устранять неисправности на работающем механизме... и т. п.;

указательной - например: ...должен надежно заземляться; при рубке каната пользоваться предохранительными очками; обнаруженные... неисправности должны быть устранены; должны быть удалены...; перед включением... проверить состояние... и т. п.;

разрешающей - например: разрешается применять...; разрешается хранить... внутри или вблизи...; разрешается только и специально отведенных местах и т.п.;

напоминающей - например: должны быть заблаговременно оповещены...; при ремонте необходимо...; нельзя допускать повреждений...; перед работой проверить... и т. п.;

предупреждающей - например: опасно! Высокое напряжение; ...обладает токсичными свойствами; ...высокая степень ядовитости; повышение плотности глинистого раствора может вызвать... и т. п.;

рекомендующей (как неопределенная форма указания следует применять по возможности реже) - например: ...следует привязывать..., следует применять...; ...должна производиться с максимальной осторожностью... и т. п.; следует убедиться в...; в качестве заменителей... могут быть применены природные газы и...; при осмотре обратить внимание на... и т. п.

4.4.20. На следующем, шестом, этапе разработки необходимо перейти к составлению контрольных вопросов и дозированию содержания программированной инструкции.

Доза должна представлять собой законченный смысловой материал, обусловленный раскрытием сущности (содержания) требований одного или нескольких вопросов (на две-три страницы). Нецелесообразно помещать в одной дозе материал предшествующей или последующей темы. При самоподготовке это способствует концентрации внимания на требованиях охраны труда, связанных с раскрытием существа вопросов, относящихся к определенному виду производственной деятельности.

4.4.21. Не ко всякому требованию, содержащемуся в информационной дозе, может и должен задаваться контрольный вопрос. Вопросы можно задавать и так, чтобы ответ на них требовал учета нескольких требований по охране труда, важных для данного вида работ. При составлении контрольных заданий необходимо определить те главные моменты, вопросы к которым могут обеспечить проверку усвоения определенных знаний и понятий.

4.4.22. При составлении контрольных заданий необходимо сначала составить массив вопросов так, чтобы возможно большее число требований было охвачено ими. Причем характер вопросов должен точно соответствовать условию того или иного требования или в незначительной степени быть обусловлен логикой суждений.

4.4.23. Основное назначение контрольных вопросов - закрепить в сознании рабочих те или иные требования к безопасным приемам труда, сформировать необходимую уверенность в точном знании регламентирующих и обязательных норм поведения в условиях производственной деятельности.

4.4.24. В силу простоты и конкретности характера вопросов контрольных заданий их целесообразно объединять в блоки, содержащие не более десяти вопросов, по принципу соответствия их определенному кругу взаимосвязанных требований по безопасному ведению конкретного вида работ. Все контрольные задания должны объединяться и располагаться в конце пособия, не мешая, таким образом, возможности проведения самоподготовки традиционным методом. В текстовой части первого раздела, после каждой порции материала, должны быть ссылки на необходимость выполнения соответствующего контрольного задания, с помощью которого проверяется уровень знаний или степень подготовки.

4.4.25. Расчленив весь материал инструкции на дозы и разработав контрольные задания к ним, можно переходить к следующему, седьмому, этапу - обсуждению содержания инструкции со специалистами данного профиля, в процессе которого обусловливается целесообразность изложенных в пособии тех или иных требований по охране труда для рабочего данной квалификации, их объем и уровень изложения, соответствие и правильность контрольных вопросов для проверки знаний.

4.4.26. В дальнейшем, на восьмом этапе, осуществляется экспериментальная проверка разработанной программированной инструкции по охране труда. В ходе эксперимента проверяется степень сложности и конкретности изложения материала пособия, оптимальности объема содержания отдельных требований; соответствия контрольных заданий объему контролируемых знаний, степень сложности самих вопросов для самопроверки, соответствия методическим требованиям как характера самих вопросов, так и альтернативного ряда ответов.

Результаты экспериментальной проверки программированных инструкций по охране труда по профессиям становятся основой для корректировки и составления его окончательного варианта.

4.4.27. На последнем, девятом, этапе разработки необходимо согласовать и утвердить разработанную программированную инструкцию по охране труда по профессиям в установленном в отрасли порядке, узаконив тем самым ее назначение и принадлежность.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Похожие статьи