4.4.1. Основным документом для обучения рабочих в области безопасности труда являются инструкции по охране труда по профессиям, разрабатываемые и утверждаемые администрацией предприятия совместно с комитетом профсоюза, или типовые инструкции, утверждаемые Министерством по согласованию с ЦК профсоюза, а в необходимых случаях - с соответствующими органами государственного надзора.
4.4.2. Основанные на принципах программированного обучения инструкции по охране труда по профессиям во многом облегчают процесс самоподготовки, придают ему организованность и целенаправленность.
4.4.3. При составлении программированных инструкций по охране труда по профессиям необходимо выполнить следующие девять этапов разработки:
1) определение круга обязанностей рабочего данной квалификации;
2) определение прав и обязанностей рабочего данной квалификации в области охраны труда;
3) подбор учебного материала;
4) обобщение опыта работы рабочих данной профессии (квалификации) и уточнение непосредственно на рабочем месте отдельных вопросов безопасности труда с учетом технологических и конструктивных изменений;
5) определение структуры и составление текстовой части пособия;
6) составление контрольных заданий для самопроверки;
7) обсуждение содержания инструкции со специалистами данного профиля;
8) экспериментальная проверка и корректировка;
9) согласование и утверждение в установленном порядке.
4.4.4. Первым и обязательным этапом, предшествующим всем остальным, должен быть этап определения круга профессиональных обязанностей рабочего данной квалификации. На этом этапе выявляются основные производственные функции рабочего, сфера их распространения при обслуживании производственного оборудования и технологических процессов, степень его участия в том или ином виде работ и т.п. В качестве основного документа, регламентирующего область профессиональных обязанностей рабочего данной квалификации, должен использоваться Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.
4.4.5. На базе тарифно-квалификационной характеристики рабочего данной профессии необходимо приступить ко второму этапу разработки программированной инструкции по охране труда по профессиям - определению прав и обязанностей рабочего данной квалификации в области охраны труда.
Деятельность методиста на втором этапе составления программированных инструкций по охране труда по профессиям должна состоять в точном и строгом определении того, что работник данной квалификации должен знать и уметь делать, какие иметь представления, каковы его права и обязанности в области охраны труда.
Совокупность сформулированных требований в области охраны труда к работнику данной квалификации обусловливает цели и задачи обучения и представляет собой не что иное, как программу действий или структурную основу для непосредственного написания самой программированной инструкции.
4.4.6. На третьем этапе разработки следует переходить к подбору учебного материала для разрабатываемой инструкции. При этом необходимо подобрать учебный материал, строго соответствующий тому объему предъявляемых к рабочему требований в области охраны труда, который был определен на предыдущем этапе разработки. В разрабатываемую программированную инструкцию по охране труда по профессии должны включаться отдельные положения различных инструкций по охране труда по видам работ, профессиям, правил, норм и других нормативных материалов по охране труда, действующих в данной отрасли на данном предприятии.
4.4.7. На четвертом этапе необходимо обобщить опыт работы рабочих данной профессии и уточнить непосредственно на рабочих местах отдельные требования безопасности труда с учетом технических и конструктивных изменений, происшедших в результате применения нового оборудования, внедрения прогрессивной технологии и т. п.
Этот этап в разработке программированной инструкции по охране труда является обязательным и необходимым. Он позволяет максимально приблизить содержание требования данной инструкции по охране труда к производственным условиям, учесть все имеющиеся особенности организации рабочего места, обусловить конкретные регламентирующие требования к рабочему месту, безопасным приемам труда в конкретной производственной обстановке, ответить на некоторые вопросы, связанные с практическими особенностями применения безопасных методов труда.
4.4.8. Один из наиболее важных и ответственных этапов - пятый этап, на котором определяется структура и составляется текст разрабатываемой программированной инструкции по охране труда по профессии (квалификация).
Производственное обучение по охране труда не ограничивается только учебными занятиями. Оно протекает как в кабинете охраны труда, так и непосредственно на рабочем месте с целью приобретения практических навыков. Это и обусловливает структуру построения программированных инструкций по охране труда по профессиям.
Очень важно, чтобы структура построения программированной инструкции позволяла рабочему заниматься самоподготовкой и традиционным методом, и с использованием технических средств программированного обучения.
4.4.9. Для успешного осуществления самоподготовки инструкция по охране труда по профессии должна содержать два основных раздела:
первый - программа обучения, т.е. материал, содержащий перечень и характеристику необходимых знаний и навыков, прав и обязанностей рабочего в области охраны труда;
второй - контрольные задания, по которым проводится моноконтроль за усвоением.
|