Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.
Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов - компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования платить налоги.
В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов - местный (муниципальный), "штатный" и федеральный (государственный).
Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определяется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.
Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.
"Штатный" налог состоит из двух частей:
1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и
2) подоходный корпоративный налог. Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в размере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.
Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений. Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.
Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:
- арендные платежи (земельная рента, "роялти");
- местные налоги;
- «штатные» налоги;
- эксплуатационные затраты;
- амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые "неосязаемые" затраты или "скидка на истощение недр".
Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли на "неосязаемые" затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал. Размер "скидки на истощение недр" составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов - больше. Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие ("независимые") нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (машиностроительных, химических и даже угольных и газовых), которые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.
Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем применения методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является "чистой" прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую "норму прибыли" от вложенного капитала. В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если "чистая" прибыль выше этой нормы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расширяется. При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.
В 1989 г. конгресс США и президент Джордж Буш приняли решение о дополнительном стимулировании нефтяных компаний к приросту извлекаемых запасов нефти и применению методов увеличения нефтеотдачи пластов путем введения 10 % скидки - уменьшения процента на "инвестиционный кредит", увеличения "скидки на истощение недр" до 27,5% до полной окупаемости проектов и нераспространения на них так называемого "альтернативного минимального налога", составляющего 20% от дохода, пока цена на нефть не превысит 220 дол/т (30 дол/бар). Установленные Конгрессом США налоговые льготы для нефтяных компаний позволили им применять третичные методы добычи и увеличивать извлекаемые запасы нефти даже при падении цен на нефть в 80 - 90х годах и дополнительно получать на развитие ежегодно по 1,5-2,5 млрд. долларов.
Кроме того, в отдельных нефтяных странах мира (Канада, Норвегия) система налогообложения нефтегазовых компаний предусматривает систему льгот временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях:
1) месторождения, находящиеся на ранней стадии разработки;
2) месторождения, находящиеся на поздней стадии разработки;
3) месторождения, эксплуатируемые в экстремальных климатических и природных условиях;
4) месторождения с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).
Таким образом, подобная политика позволяет гибко, через систему льгот и привилегий, стимулировать работу компаний в невыгодных условиях. Кроме того, в западной практике существует система оффшорных зон. Это территории, где зарегистрированная фирма получает льготы по налогам (остров Кипр, Гибралтар, Виргинские и Каймановы острова и т.д.).
|