Главная Экономика в газовой и нефтяной промышленности Внешнеэкономические связи нефтедобывающих стран мира
Внешнеэкономические связи нефтедобывающих стран мира

Внешнеэкономические связи зарубежных стран с Россией можно классифицировать следующим образом:

1) экспорт нефти и газа;

2) импорт продукции из-за границы на бартерной основе;

3) контакты между фирмами разных стран;

4) СП (совместные предприятия).

Экспорт нефти и газа обеспечивают следующие рынки сбыта: европейский нефтяной рынок (западная часть) обеспечивают арабские страны, Норвегия, Великобритания. Нефтяной рынок Восточной Европы (Чехию, Польшу, Словению, Румынию и др.) и республики СНГ (Украину, Белоруссию, Армению, Грузию) обеспечивает нефть России. В Западной Европе России принадлежит незначительная часть нефтяного рынка (Ирландия, Швейцария).

На европейском газовом рынке монополистом, практически, является Россия. Основные объемы поставки газа в Западной Европе – Германии (концерны «Рургаз», «Маннесман», «АЕГ»), Франция (фирма «Газ де Франс»), Италия (Фирмы «Эни» и «Аджип») и др. Газовый рынок Восточной Европы полностью обеспечивается Россией. Потребности нефтегазового рынка в Америке покрываются Канадой, Венесуэлой, Мексикой.

Африканский нефтяной рынок обеспечивается добычей нефти из арабских стран, Ливии, Нигерии, Алжира. Азиатский нефтяной рынок обеспечивают Ирак, Индонезия, Китай, Австралия.

Как уже упоминалось, азиатский рынок потребления газа испытывает серьезные проблемы, в особенности это касается Китая и Японии.

Экспорт нефти и газа в ряд стран мира, в частности, в Западную и Восточную Европу покрывается импортом продукции на бартерной основе. В частности, в Россию поставляются:

-из Германии трубы разных диаметров, оборудование для КС и НПС;

-из Франции химические реагенты для подготовки и перекачки нефти и газа, а также для экологических целей;

-из Венгрии автобусы «Икарус» и тракторы «Магирус»;

-из Чехии самосвалы «Татра»;

-из Белоруссии тракторы «Беларусь», автомобили МАЗ и БелАЗ.

Со странами Западной и Восточной Европы расчеты идут по мировым ценам; с СНГ – применяются некоторые льготы.

Контакты с зарубежными фирмами.

В их процессе подписываются протоколы намерений, долгосрочные соглашения, производится обмен технологиями и как итог – создаются СП. АО «Коминефть» имело широкий круг контактов с зарубежными фирмами. В 1994 году оно принимало в год по 50-60 иностранных делегаций. Республику Коми в этот, а также последующие годы посещали делегации из следующих стран мира: Соединенные Штаты Америки, Канада, Япония, Кувейт, ОМАН, Польша, Венгрия, Хорватия, Чехия, Словакия, Словения, Франция, Голландия, Бельгия, Израиль, Турция и т.д. В итоге встреч происходил обмен технической информацией, а также изучение опыта управления и организации производства в западных фирмах.  В итоге этих обменов, например, предприятия Коми осуществили внедрение:

1) канадские технологии проводки скважин (Северный Возей);

2) американская технология закачки пара в пласт;

3) голландские технологии возделывания картофеля;

4) израильские технологии хранения продуктов питания на базах.

Анализ практики общения менеджеров разных стран позволяет выявить понятие обобщения особенностей деловой этики и делового этикета в отдельных странах.

Опыт показал, что при осуществлении внешнеэкономических связей следует иметь в виду специфические особенности делового этикета, характерные для зарубежных партнеров.

Например, германские фирмы: их специалисты отличаются аккуратностью, педантичностью, обязательностью и т.д. Немцы любят титулы и звания. Немцы расписывают свою деловую жизнь по дням и часам. На встречи с ними опаздывать не рекомендуется. Немцы экономят время как при общении, так и при ведении телефонных переговоров. У них не принято дарить сувениры, даже если им что-то дарят.

Китай: китайские менеджеры не принимают решения без досконального изучения проблемы, поэтому рекомендуется заранее знакомить их о целях и задачах вашей поездки. У них придается важное значение неформальным контактам. Если вас смущают экзотические блюда, то демонстративно не отказывайтесь. Подарки и сувениры могут делаться в целом – фирме, а не отдельным лицам.

Турция: деловые переговоры с турками начинаются с неформальной встречи с чаем или кофе. Часто эта встреча решает судьбу всех переговоров. Турки любят дарить и получать подарки.

Япония: японские бизнесмены начинают переговоры через посредника. Любые переговоры начинаются с обмена визитными карточками (обязательно). Отсутствие карточки у их партнера может озадачить и даже оскорбить японца. При переговорах четко соблюдается соответствие уровней делегаций. Если японцы считают, что к ним приехала делегация не того уровня, то это расценивается как потеря «собственного лица». Японцы избегают рукопожатий, предпочитают поклоны.

Финляндия:  особенности финнов – трудолюбие, основательность, упорство. У них репутация замкнутых людей, но они обладают чувством юмора и любят пошутить. Следует избегать дарить им подарки, чтобы не поставить партнера в неловкое положение. Однако финны не чуждаются и не избегают сувениров. Например, финны любят русские самовары, роспись (шкатулки, игрушки), икру, водку. Переговоры иногда могут быть продолжены и в сауне, где могут решаться и серьезные деловые вопросы.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: