Одним из направлений внешнеэкономических связей является создание совместных предприятий. Оно получило широкое распространение в международной практике. Так, в частности, корпорация «Бритиш Петролеум» имеет совместные предприятия в Мексике, Индонезии, Нигерии и т.д.
Как правило, совместные предприятия начинаются с учреждения единого уставного капитала (общего имущества) сторон, соотношение взносов: 50/50, 40/60 и т.д. В последующем прибыль совместных предприятий распределяется пропорционально взносам. Российская сторона может вносить свой пай основными фондами (скважины, трубопроводы и т.д.), зарубежная сторона – валютой.
Условия и характер (вид) деятельности фирм будут разные - одни предлагают свою технологию, другие – технику, третьи – только посреднические услуги, а принцип расчета с ними устанавливается примерно один и тот же – оценка добываемой нефти по мировым ценам, одинаковое налогообложение их и разделение с российскими партнерами полученной прибыли пропорционально вложенному капиталу. Иными словами – зарубежные фирмы выступают на равных с российскими предприятиями, с одинаковым риском и правом на налоги и прибыль, без учета интересов государства, как собственника природных ресурсов, в получении своей доли дохода.
В мировой практике разведки и разработки нефтяных месторождений все правовые и финансовые вопросы привлечения иностранных фирм уже давно детально и хорошо отработаны, приняты специальные законы, обязывающие не проводить конкурс претендентов и устанавливать такие налоги и выплаты, которые позволяют минимизировать до выгодного предела прибыль зарубежным партнерам и получать целесообразный максимум дохода собственнику природных ресурсов.
Наиболее широко услугами зарубежных крупнейших нефтяных компаний в открытии и разработке месторождений в последние 15-20 лет пользовались Норвегия и Китай. Норвежское правительство разделило свой сектор моря на блоки площадью 800 км2 (20х40) каждый и объявило тендер - призыв всех потенциальных компаний к участию в торгах, на конкурсной основе. Таким же образом действовала и Великобритания в своем секторе моря. Право на поиск месторождений в Северном море в каждом конкретном блоке получала та компания (или группа их), которая выиграла торги по нескольким критериям - больше платила земельную ренту (арендную плату 2,5-5 дол/га), была способна выдержать самые строгие экологические требования в море, обеспечить надежность, безопасность для персонала при разведке и разработке месторождений и была согласна на жесткие правительственные экономические условия освоения ресурсов. При этом лицензия на разведку предоставляется компании нa определенный период. И только лицензия на добычу нефти, на разработку месторождения предоставляется как исключительная (единственная) на основе переговоров.
Разработка любого нефтяного месторождения в Северном море производится с обязательным участием Норвежской государственной нефтяной компании "Статойл", с долей капитала от 80 до 51%, которую она устанавливает в зависимости от продуктивности месторождения и норвежских интересов. С общего дохода от добычи нефти (стоимости добытой нефти по мировой цене) выплачивается роялти (плата за пользование недрами) норвежскому правительству в размере 8%, если добыча менее 2 млн. т/год, и 16%, если добыча от 2 до 16,5 млн. т/год. После выплаты роялти с оставшейся части дохода выплачивается фирмой четыре вида налогов - корпоративный, муниципальный (местный), так называемый выравнивающий и специальный – нефтяной. Первые три налога в сумме составляют 50,8% от дохода, а четвертый в размере 35% взимается с прибыли, т.е. после вычета всех затрат на добычу, роялти и первых трех налогов.
В результате всех этих выплат у компании остается чистая прибыль на уровне установившейся в результате конкуренции в Северном море нормы прибыли, в размере 16-20% от вложенного капитала или в 2-2,5 раза выше банковского процента. При меньшей чистой прибыли компании будет не выгодно работать в условиях повышенного риска и суровых условий Северного моря, а при большей прибыли компании норвежское государство будет терять свою законную часть доходов от собственных ресурсов нефти.
|