Аналогичная система участия зарубежных компаний в разведке и разработке нефтяных месторождений действует и в Китае.
В 1979 году Государственный Совет КНР утвердил модель контракта, в котором определил все правовые и финансовые условия и поручил Китайской национальной морской нефтяной корпорации начать продавать зарубежным компаниям участки Южного Желтого моря для разведки на нефть. Первое соглашение было подписано Корпорацией с Эльф Акитен (Франция) на проведение за счет КНР сейсмической разведки в Южном Желтом море. На основе полученной выручки за семь лет эти компании пробурили 78 поисково-разведочных скважины, которые обнаружили 25 структур, из них 12 оказались нефтеносными, в т.ч. 11 с промышленными притоками нефти. Добыча нефти началась в 1990 году и составила 1 млн.т/год.
В западной части Южного Желтого моря, на границе с Вьетнамом, зарубежными фирмами с 5 разведочно-буровых кораблей было пробурено 92 поисково-разведочных скважины, с помощью которых обнаружено 3 нефтяных и 5 газовых месторождений. На основе всех проведенных зарубежными фирмами поисково-разведочных работ без затрат Китайской стороны ресурсы нефти в Южном Желтом море оцениваются сейчас в 9,8 млрд.т и газа в 8 трил.м3.
Деятельность зарубежных нефтяных компаний при разведке и разработке нефтяных месторождений в Южном Желтом море осуществляется на основе тщательно отработанной системы. Согласно этому разработаны детальные процедуры привлечения зарубежных фирм для совместной разведки и разработки нефтяных месторождений на шельфе Китая, основное содержание которых заключается в следующем:
1. Выделяется бассейн (границы зоны и блоков) для оценки ресурсов нефти.
2. Устанавливается законодательная модель контракта.
3. Определяется форма и содержание заявочных документов на торгах:
- извещение о торгах,
- порядок подачи заявлений и предложений иностранными фирмами,
- соглашение о конфиденциальности (секретности),
- соглашение о покупке информации по сейсмической разведке, выполненной китайской стороной,
- техническая, сервисная, подготовительная информация для деятельности фирм.
4. Объявление торгов (в газетах, на пресс-конференции или рассылка модели контракта 20-25 фирмам).
5. Прием заявочных предложений от зарубежных фирм.
6. Оценка поступивших предложений (заявочных документов) и выделение трех предпочтительных претендентов.
7. Переговоры с тремя фирмами по условиям возможных контрактов. Выбор из трех предпочтительных фирм одной и подписание с ней контракта.
С начала добычи нефти вводится сложная система ее разделения на части: 50% общей добычи нефти считается нефтью "возмещения стоимости", которая используется для оплаты эксплуатационных затрат и принадлежит государству. Другая половина нефти считается нефтью "инвестирования добычи", которая используется для выплаты капитальных затрат компании на разведку в пределах контура нефтеносности месторождения, на разработку и на выплату налогов и прибыли. Все затраты, сделанные компанией на бурение пустых ("сухих") скважин и проведение законтурных работ (сейсмически), остаются неоплаченными китайской стороной. Эти затраты на риск оплачиваются компанией за счет будущей своей доли прибыли.
Такие затраты на риск, произведенные иностранными компаниями на поиск и разведку во всем Южном Желтом море в течение 18 лет (по данным китайских специалистов), составляют 2,0-2,5млрд. долларов.
После того, как выплачены компании все ее расходы на разведку месторождения, доходы от нефти "инвестирования добычи" используют для покрытия затрат на разработку, на выплату процентов (роялти) и прибыли, которая распространяется между китайской корпорацией и зарубежной фирмой на основе переговоров в зависимости от уровня добычи. Плата за пользование недрами (роялти) в Китае составляет 17,5% от общей добычи нефти, а налоги на доход зарубежных компаний в Южном Желтом море установлены китайским правительством в размере 40% от прибыли выше 1 млн. дол.
Прибыль зарубежных фирм определяется умножением общей прибыли на коэффициент (фактор X), меньше 1, который является предметом переговоров.
В итоге, чистая прибыль иностранных фирм в Китае не превышает 18% от вложенного капитала в разведку и разработку морских месторождений, т.е. такая же, как и в Норвегии.
Таким образом, правительства Норвегии и Китая, не располагая необходимыми финансовыми и техническими средствами для освоения нефтяных ресурсов в сложных условиях морских месторождений, в принципе на одной основе привлекают капитал, современные технические средства, технологии и компетенцию специалистов передовых зарубежных компаний, с максимально возможным сохранением своих экономических интересов, как собственника природных ресурсов, с одновременной подготовкой национальных кадров.
В 90-е года зарубежные фирмы проявили большой интерес к участию в деятельности совместных предприятий на территории Республики Коми. Среди этих фирм «Галф Канада» (Канада), «Марк и Рич» (Швейцария), «Курт Вайсрок» (Германия), «Бритиш Гэс» (Англия), «Куэст Энерджи» (Австрия) и др. Применительно российским условиям 90-х годов основным смыслом привлечения зарубежных партнеров в Россию являлись инвестиции. Помимо этого положительными сторонами сотрудничества являлось также: заимствование и использование новых технологий; создание новых рабочих мест; своевременная выплата налогов; возможность оказания спонсорской помощи спорту, медицине, образованию и т.д.; возможность оказания материальной помощи слабо защищенным слоям населения. Интерес зарубежной стороны заключался в получении значительных прибылей.
Деятельность совместных предприятий в России сдерживалась отсутствием твердых «правил игры» со стороны правительства России в части налогообложения. Путем выхода из этой ситуации является принятый Государственной Думой закон о совместном разделе продукции (СРП). Он гарантирует иностранным партнерам неизменность взимаемых с них налогов на 12 - 15 лет. Кроме того, он предусматривает существенные льготы по налогам для западных инвесторов.
Помимо совместных предприятий(СП) на территории РФ, российские НК создают СП в других странах мира, например, НК «Лукойл» имеет подобного рода СП в Болгарии и Прибалтике, США (группа автозаправочных станций), Хорватии (завод химических реагентов) и т.д.
В работе отдельных российских совместных предприятий в свое время имел место ряд недостатков:
1) отношение к разработке недр;
2) на первых порах СП ввозили в Россию неоправданное количество специалистов (их можно было набрать на месте);
3) разница в оплате труда внутри СП между российскими и иностранными специалистами;
4) разница в оплате труда между специалистами СП и другими российскими предприятиями.
В настоящее время в России продолжает функционировать ряд крупных СП, в частности «Полярное сияние», но большинство мелких и средних СП теряет зарубежных партнеров и превращается в ЗАО (закрытое акционерное общество). Процесс создания совместных предприятий в России и за рубежом продолжается и получает дальнейшее развитие.
|