Сборка и установка опор

Сборку опор на пикете необходимо производить до рытья котлована для их установки. Размер площадки для сборки опоры должен обеспечивать удобство выкладывания деталей опор и свободный проход для бурильно-крановой машины, автокрана и трубоукладчика.

Сборка опор заключается в установке на стойку траверс, ригелей и других металлоконструкций, укладке заземляющего спуска, если это предусмотрено проектом, и нумерации.

При сборке железобетонных опор траверсы промежуточных и сложных железобетонных опор выполняют металлическими из стального уголка и прикрепляют к стойкам на стяжках, хомутах и шпильках. Узлы крепления подкосов изготовляют также из металла и крепят к подкосам с использованием отверстия в верхней части стойки, а в вертикальной стойке - при помощи шпилек. Ригели и опорные плиты для сложных опор изготовляют из металла или железобетона.

Если стойка была разгружена без подкладок, то сначала ее укладывают на них и при необходимости разворачивают так, чтобы она легла на подкладки широкой стороной, монтажными петлями на боковую сторону (рис. 31, а, б). Затем выкладывают материалы и детали для сборки опоры таким образом, чтобы при установке собранную опору не перемещать.    

В свою очередь соединяют

Рис. 31. Схема выкладывания стойки опоры и материалов для ее сборки на пикете:

а - несобранная опора; б - собранная опора; 1 - пикет; 2 - ось ЛЭП; 3 - изоляторы; 4 - траверса;

5 - деревянные подкладки; 6 - стойка СНВ-2,7; 7 - монтажные петли

После этого начинают сборку опоры. При сборке промежуточных опор П10-1Б и П10-2Б на вершину стойки по ее продольной оси накладывают траверсу Ml или М2, и в ее отверстия продевают шпильки для стяжки. Стяжка подгоняется таким образом, чтобы ее верхняя часть плотно прилегала к вершине стойки. Затягивают все гайки торцовыми или гаечными ключами. Болты затягивают с усилием не менее чем 150 Н·м.

При сборке промежуточных опор П10-3Б и П10-4Б используют траверсы, которые накладывают на боковую грань стойки таким образом, чтобы вертикальный уголок траверсы охватывал ребро стойки параллельно ее продольной оси. Горизонтальную часть траверсы опускают ниже торца стойки на 130 мм. В этом положении траверсу закрепляют хомутом, шпильки которого продевают в отверстия траверсы. Затем вторым хомутом и дополнительным уголком выступающую вниз вертикальную часть траверсы закрепляют вторично, причем шпильки второго хомута располагают под углом 90° к первому хомуту в той же плоскости.

При сборке промежуточных опор П10-3Бм и П10-4Бм используют те же траверсы, по закрепляют их на других расстояниях горизонтальной части траверсы от торца стойки: 650 мм - для опор П10-3Бм и 280 мм - для опор П10-4Бм. Вторичное крепление траверс хомутом осуществляют выше горизонтальной части траверсы на 300 мм для опор П10-3Бм и на 140 мм для опор П10-4Бм.

После установки траверс на штырях закрепляют изоляторы при помощи полиэтиленовых колпачков, если это не было сделано на МЗУ, приобъектном складе или на полигоне.

При насадке на штыри полиэтиленовых колпачков во избежание их растрескивания, а также для надежного крепления колпачка на штыре и изолятора на колпачке необходимо, чтобы типоразмеры колпачков соответствовали типоразмерам штырей и изоляторов. Перед насадкой на штыри колпачки надо разогреть в воде до температуры 70-80° С. Насаживают колпачок на штырь при помощи деревянного молотка. Изоляторы закрепляют на колпачке, навертывая их вручную до упора. Если проектом предусмотрено крепление проводов на головке изолятора, то его закрепляют таким образом, чтобы направление желобка на головке изолятора совпало с направлением провода.

Для сборки концевых, угловых промежуточных и угловых анкерных опор используют кронштейны для крепления подкосов и траверсы в ненаселенной местности, а также траверсы в населенной местности. Траверсы (три комплекта - по комплекту на каждую фазу), устанавливают на стойке на расстоянии 600 мм друг от друга, причем верхнюю траверсу устанавливают на расстоянии 100 мм от торца стойки. Закрепление траверс осуществляется затяжкой гаек с усилием 150 Н·м.

После установки траверс на их штырях закрепляют изоляторы. На траверсах в населенной местности закрепляют подвесные изоляторы в натяжную гирлянду.

На подкосах крепят узлы крепления подкосов к опоре, т.е. кронштейны, для чего используют отверстие в стойке подкоса. Через отверстие в щеках кронштейна и в стойке пропускают болт и затягивают гайку таким образом, чтобы кронштейн имел возможность поворачиваться вокруг болта. Сборка сложных опор заканчивается окончательно после раздельной установки в котлованы опоры и подкоса и крепления его к опоре четырьмя шпильками кронштейна. Затем окончательно затягивают гайку на болте.

После закрепления траверс на опорах и подкосах устанавливают опорные плиты или ригели, если это предусмотрено проектом. Для закрепления этих деталей комель стойки и подкоса поднимают на подкладки на высоту до 0,6-0,7 мм. Для промежуточных опор в плоскости, перпендикулярной плоскости траверсы, на боковой стороне стойки при помощи шпилек закрепляют плиту на расстоянии 1500 мм от торца стойки. Плита при монтаже удерживается грузоподъемным механизмом.

На стойках сложных опор железобетонные плиты или металлический ригель закрепляют на торце комлевой части, причем ригель затягивают гайками. Плиты поднимают грузоподъемным механизмом и соединяют металлическими болтами, предварительно вставленными в отверстия стойки. После установки плит все гайки плотно затягивают.

Установив все детали на опорах, приступают к заземлению металлических траверс.

Траверсы промежуточных опор приваривают к верхнему заземляющему выпуску опоры. Траверсы сложных опор соединяют между собой заземляющим стальным проводником диаметром 8 мм при помощи сварки, который в свою очередь соединяют с верхним заземляющим выпуском опоры. Вместо сварки подсоединение заземляющих выпусков опор к выпускам металлоконструкции допускается выполнять с помощью плашечных зажимов ПС-11А. Использовать для заземления гайки хомутов, крепящих траверсы к стойкам, не допускается.

Сборку железобетонных опор ЛЭП на напряжение 6-10 кВ проводят звеном из пяти человек: электролинейщика 4-го разряда, двумя электролинейщиками 3-го разряда, шофером 2-го класса и машинистом 5-го разряда.

Для сборки опор звеном применяют бригадную машину ЗИЛ-131 или ГАЗ-66 и сварочный агрегат АДД-300 или АСБ-300. В условиях болот для перевозки рабочих от пикета к пикету с инструментами используют болотный трактор Т-100МБ с волокушей или гусеничный тягач-транспортер ГТ-Т.

Основные инструменты, применяемые при сборе железобетонных опор, - гаечные ключи, ломики, кувалда, деревянный молоток, стропы.

Сборка деревянных опор более трудоемкая по сравнению со сборкой железобетонных опор, так как требуются большие затраты ручного труда при меньшем числе деталей заводского изготовления. Это обстоятельство, наряду с требованиями экономии древесины, обусловило незначительное применение деревянных опор на трубопроводном строительстве. По этой причине в книге приводится лишь схематическая последовательность сборки деревянных опор.

Заготовки для их сборки в опоры изготовляют в заводских условиях и пропитывают антисептическим составом.

Для плотного сопряжения стойки с приставками обе детали затесывают топором на длину припасовки и на ширину не менее 125 мм. При использовании железобетонной приставки обрабатывают только стойку. При двойных приставках стойку затесывают с обеих сторон в двух параллельных плоскостях. Стык стойки с приcтaвкoй должен быть плотным, без просветов.

После подгонки сопряжений крепят приставки к стойкам проволочными бандажами или хомутами, предварительно разметив места их расположения.

Траверсы, подтраверсники, раскосы и ригели могут быть поставлены для монтажа в заводском исполнении или их нарезают на месте из бревен. Нарезанные заготовки размечают по шаблонам, затем в них просверливают отверстия и выполняют необходимые врубки и затесы. При этом надо следить за тем, чтобы глубина зарубов и затесов не превышала 10 % диаметра бревна в месте обработки.

При сопряжении деталей опор отверстия должны совмещаться, а болты - плотно входить в отверстие. Запрещается использовать, болты меньшего диаметра для установки их в несовмещаемые отверстия. Под гайки болтов следует устанавливать квадратные шайбы размером не менее 60х60х5 мм.

По окончании операций по сборке опор, т.е. после установки траверс и других деталей, опоры маркируют, для чего на каждую опору наносят или укрепляют надписи, указывающие порядковый номер и год ее установки. В населенной местности, на пересечениях линии с инженерными сооружениями устанавливают плакат с надписью: "Не влезай! Убьет!". Плакаты крепят сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны При переходе ВЛ через дороги плакаты на опорах устанавливают так, чтобы они были обращены к дороге. В ненаселенной местности плакаты можно ставить через одну опору. Плакат выполняют на листовой стали толщиной 0,5 мм и закрепляют на опоре на высоте 2,5-3 м от земли.

Порядковый номер и год установки опор наносят на железобетонные опоры масляной или эмалевой черной краской с помощью трафаретов. Год установки опоры обычно указывают двумя последними цифрами. Нумерацию деревянных опор можно выполнить с помощью полиэтиленовых цифр, прибиваемых к опоре гвоздями.

После окончательной сборки опор начинают их устанавливать.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: