Под механизацией понимают выполнение производственных процессов в строительстве при помощи различных машин и механизмов, способствующих повышению производительности труда, сокращению сроков строительства, повышению качества работ, уменьшению численности и улучшению условий груда занятых на строительстве рабочих.
Чтобы оценить уровень механизации труда, пользуются понятием коэффициента механизации труда, представляющим собой отношение числа рабочих, занятых на механизированных работах, к общему числу рабочих, занятых на строительно-монтажных работах.
На строительстве ЛЭП на напряжение 0,4-6-10 кВ используются как машины и механизмы общего назначения (автомобили, краны, тракторы), так и машины, предназначенные для сооружения ЛЭП (опоровозы, раскаточные тележки, бурильно-крановые машины и т.п.).
Автомобили предназначены для перевозки различных грузов или пассажиров. Для строительства объектов электроснабжения трубопроводов применяют самые разнообразные типы и модели автомобилей, приспособленные как для перевозки различных грузов (жидких, сыпучих, длинномерных, упакованных и др.), так и для различных условий работы (Крайний Север, пустыни, болота и т.п.), выпускаемые различными заводами нашей страны.
Автомобили УАЗ выпускаются в обычном исполнении с колесной формулой 4х2 (модель УАЗ-451) и повышенной проходимости с колесной формулой 4х4 (модель УАЗ-452).
Указанные автомобили имеют ряд модификаций различного назначения:
УАЗ-451М - грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом типа "фургон";
УАЗ-451ДМ - грузовой автомобиль с бортовой деревянной платформой;
УАЗ-452 - базовый автомобиль повышенной проходимости с металлическим кузовом без окон типа "фургон", предназначенный для перевозки грузов;
УАЗ-452А - санитарный вариант автомобиля;
УАЗ-452В - пассажирский автобус на десять мест;
УАЗ-452Д - грузовой автомобиль с бортовой деревянной платформой.
Автомобили ЗИЛ выпускаются в обычном исполнении, повышенной проходимости и в специальном исполнении, позволяющем монтировать на них различные установки и самосвалы:
ЗИЛ-130-базовый грузовой автомобиль с колесной формулой 4х2 и с бортовой грузовой платформой;
ЗИЛ-130В1 - седельный тягач;
ЗИЛ-130Г - бортовой автомобиль с удлиненной грузовой платформой;
ЗИЛ-130К - автомобильное шасси для монтажа самосвалов;
ЗИЛ-130АН - автомобильное шасси для монтажа различных установок;
ЗИЛ-131 - базовый грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 и с бортовой грузовой платформой;
ЗИЛ-131А - та же модель, но с уменьшенным комплектом дополнительного оборудования, в частности, без грузовой лебедки;
ЗИЛ-131В - седельный тягач.
До 1983 г. автомобильной промышленностью выпускались автомобили повышенной проходимости типа ЗИЛ-157, которые до сих пор широко используются на трассах трубопроводов.
Основные модификации этой модели ЗИЛ-157КД - бортовой тягач, ЗИЛ-157КДЕ - шасси для монтажа специальных установок, ЗИЛ-157КДВ - седельный тягач.
Автомобили ГАЗ выпускаются следующих модификаций:
ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А - грузовые автомобили с колесными формулами 4х2, с бортовыми платформами, грузоподъемностью соответственно 2,5 и 4 т;
ГАЗ-66-01 - бортовой грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4х4;
ГАЗ-66-02 - то же, но с грузовой лебедкой.
Автомобили "Урал", выпускаемые с колесными формулами 6х6 (модель "Урал-375") и 6х4 (модель "Урал-377"), имеют следующие модификации различного назначения:
"Урал-375Д" - базовый автомобиль этой модели, бортовой тягач;
"Урал-375А" - бортовой автомобиль с удлиненной грузовой платформой;
"Урал-375ДЮ" - бортовой грузовик, предназначенный для использования в районах с тропическим климатом;
"Урал-375К"- бортовой грузовик, предназначенный для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера при морозах до -60° С;
"Урал-375Н" - бортовой грузовой тягач с широкопрофильными шинами;
"Урал-375СН" - седельный тягач с широкопрофильными шинами;
"Урал-377" - базовый автомобиль, имеющий бортовой грузовой тягач;
"Урал-377Н" - бортовой грузовик с широкопрофильными шинами;
"Урал-377С" - седельный тягач;
"Урал-377СН" - седельный тягач с широкопрофильными шинами.
Автомобили КрАЗы выпускаются полноприводными повышенной проходимости с колесными формулами 6х6 (модель КрАЗ-255) и 6х4 (модели КрАЗ-256 и КрАЗ-257):
КрАЗ-255Б - базовый автомобиль с грузовой бортовой платформой;
КрАЗ-255В - седельный тягач;
КрАЗ-255Л - автомобиль-лесовоз.
Автомобили МА3ы широко используются в трубопроводном строительстве. Наиболее распространены следующие модели автомобилей:
МАЗ-500 - базовый, бортовой грузовик;
МАЗ-503А - автомосамосвал;
МАЗ-504А - седельный тягач;
МАЗ-509-седельный тягач повышенной проходимости с колесной формулой 4х4;
МАЗ-512М - автомобиль для условий Крайнего Севера;
МАЗ-513- автомобиль для условий южных пустынь и полупустынь.
Автомобили КамА3ы, выпускаемые с колесной формулой 6х4, имеют следующие модификации:
КамАЗ-5320 - бортовой автомобиль с металлической грузовой платформой;
КамАЗ-53212 - бортовой автомобиль с удлиненной базой и грузовой платформой;
КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 - седельные тягачи;
КамАЗ-5511 - автосамосвал.
Технические характеристики автомобилей, применяемых при строительстве объектов энергоснабжения трубопроводов приведены в табл. 23, 24, 25, 26.
Таблица 23
Техническая характеристика бортовых автомобилей
общего назначения
Показатели
|
УАЗ-451ДМ
|
ГАЗ-51А
|
ГАЗ-52-04
|
ГАЗ-53А
|
ЗИЛ-130
|
МАЗ-500
|
КрАЗ-257
|
"УРАЛ-377"
|
КамАЗ-5320
|
КамАЗ-53212
|
Максимальная мощность, кВт
|
56
|
55
|
55
|
85
|
110
|
132
|
176
|
132
|
154
|
154
|
Максимальная скорость, км/ч
|
100
|
70
|
70
|
80-86
|
90
|
85
|
68
|
75
|
80-100
|
80-100
|
Объем топливных баков, л
|
56
|
-
|
-
|
-
|
125
|
200
|
2х165
|
300
|
170
|
250
|
Контрольный расход топлива из расчета на 100 км, л
|
-
|
-
|
20
|
24
|
28
|
40
|
40
|
46
|
26
|
27
|
Наибольший угол подъема, градусы
|
17
|
14
|
14
|
15
|
23
|
|
12
|
30
|
30
|
30
|
Тип двигателя
|
ЗМЗ-451
|
ЗМЗ-51
|
ЗМЗ-52
|
ЗМЗ-53
|
ЗИЛ-130
|
ЯМЗ-236
|
ЯМЗ-238
|
ЗИЛ-375Я4
|
740
|
740
|
Масса, т:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перевозимого груза
|
1,0
|
2,5
|
2,5
|
4,0
|
5,7
|
8,0
|
12,0
|
7,5
|
8,0
|
10,0
|
буксируемого прицепа с грузом
|
-
|
3,5
|
2,5
|
4,0
|
8,0
|
12,0
|
16,6
|
10,0
|
11,5
|
9,5
|
автомобиля в снаряженном состоянии
|
1,51
|
2,71
|
2,52
|
3,25
|
4,3
|
6,6
|
10,6
|
7,28
|
7,08
|
8,2
|
Таблица 24
Техническая характеристика автомобилей повышенной проходимости
Показатели
|
УАЗ-452
|
УАЗ-452Д
|
ГАЗ-66-02
|
ЗИЛ-131
|
ЗИЛ-157КД
|
"Урал-375Д"
|
"Урал-375К"
|
"Урал-375Н"
|
КрАЗ-255Б
|
Максимальная мощность, кВт
|
56
|
56
|
85
|
110
|
80
|
132
|
132
|
132
|
176
|
Максимальная скорость, км/ч
|
95
|
95
|
90
|
80
|
65
|
75
|
75
|
75
|
71
|
Объем топливных баков (основные + дополнительные), л
|
56+30
|
56
|
2+105
|
170+170
|
170
|
300
|
300
|
300
|
2+165
|
Контрольный расход топлива из расчета на 100 км, л
|
-
|
-
|
24
|
40
|
38,5
|
46
|
46
|
45
|
40
|
Тип двигателя
|
ЗМЗ-451
|
ЗМЗ- 451
|
ЗМЗ-66
|
ЗИЛ-131
|
ЗИЛ-157
|
ЗИЛ-375
|
ЗИЛ-375
|
ЗИЛ-375Я4
|
ЗМЗ-23В
|
Тяговое усилие лебедки, кН
|
-
|
-
|
35
|
45
|
45
|
70
|
70
|
70
|
80
|
Масса, т:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перевозимого груза
|
0,8
|
0,8
|
2,0
|
5,0
|
4,5
|
5,0
|
5,0
|
7,0
|
7,5
|
буксируемого прицепа с грузом
|
-
|
-
|
2,0
|
4-8
|
4-8
|
5,0
|
5,0
|
7,0
|
30,0
|
автомобиля в снаряженном состоянии
|
1,7
|
1,6
|
3,6
|
6,46
|
5,8
|
8,3
|
7,88
|
7,7
|
11,95
|
Примечание. Рабочая длина троса лебедок у автомобилей всех марок равна 65.
Таблица 25
Техническая характеристика седельных тягачей
Показатели
|
ЗИЛ-130В1
|
ЗИЛ-131В
|
МАЗ-504А
|
КрАЗ-255В
|
КамАЗ-5410
|
"Урал-377СН"
|
"Урал-375СК"
|
Нагрузка на седельное устройство, кН
|
64
|
50
|
77,5
|
80
|
81
|
75
|
50
|
Максимальная скорость автопоезда, км/ч
|
80
|
70
|
85
|
62
|
80
|
65
|
65
|
Контрольный расход топлива из расчета на 100 км, л
|
35
|
50
|
32
|
45
|
35
|
55
|
57
|
Тормозной путь, м
|
28,5
|
29,0
|
21,0
|
21,0
|
21,0
|
21,0
|
21,0
|
Масса, т;
|
|
|
|
|
|
|
|
тягача
|
3,90
|
6,50
|
6,40
|
10,60
|
6,80
|
6,80
|
7,45
|
полуприцепа (максимальная)
|
14,40
|
12,00
|
17,80
|
26,00
|
19,10
|
18,50
|
12,00
|
седельно-сцепного устройства
|
1,35
|
1,35
|
2,00
|
2,00
|
2,00
|
2,00
|
2,00
|
Примечание. Тормозной путь для всех тягачей принят при скорости 40 км/ч, а для тягачей ЗИЛ-130В1 и ЗИЛ-131В - при скорости 50 км/ч.
Таблица 26
Техническая характеристика автосамосвалов
Показатели
|
ЗИЛ-ММЗ-555
|
ЗИЛ-ММЗ-4502
|
МАЗ-503А
|
КрАЗ-256Б1
|
КамАЗ-5511
|
Объем кузова, м
|
3,0
|
3,8
|
5,1
|
6,0
|
7,2
|
Угол подъема кузова, градусы
|
50
|
50
|
55
|
60
|
60
|
Время подъема кузова с грузом, с
|
15
|
15
|
15
|
20
|
19
|
Максимальная скорость, км/ч
|
90
|
90
|
75
|
68
|
80
|
Контрольный расход топлива из расчета на 100 км, л
|
28
|
28
|
22
|
38
|
26
|
Масса, т:
|
|
|
|
|
|
перевозимого груза
|
5,3
|
5,0
|
8,0
|
12,0
|
10,0
|
автомобиля в снаряженном состоянии
|
4,5
|
4,8
|
7,1
|
11,0
|
8,8
|
Для перевозки длинномерных, а также легких, но объемных грузов и с целью полного использования мощности автомобилей используют прицепы к автомобилям или полуприцепы к седельным тягачам. Их техническая характеристика приведена в табл. 27.
Таблица 27
|