Россия традиционно занимает достаточно высокое место на мировом рынке среди нефтегазовых держав мира и, в известной степени, определяет их политику по добыче природного газа. РФ занимает первое место по уровню добычи природного газа.
По добыче нефти она преодолела кризисные явления и также занимает достойное место в мире. Как уже упоминалось выше, если в 1996 г. Россия находилась на 3–м месте по объемам добычи нефти, то уже в 2001 г. она вышла на 2–е место в мире (с уровнем добычи нефти 348 тыс.т.), опередив США и уступая лишь Саудовской Аравии.
Нефтяная промышленность Российской Федерации (далее РФ) весьма болезненно пережила вхождение в рыночные отношения. Переход на собственные источники финансирования в совокупности с разрывом хозяйственных связей и более поздним освобождением цен на нефть внутри России по сравнению с другими видами продукции не мог не сказаться.
Все это, в конечном итоге, привело к резкому сокращению буровых и геологоразведочных работ, соответственно – к снижению запасов нефти, уменьшению объемов нефтепромыслового обустройства, сокращению ремонтных работ, а это, в свою очередь, повлекло за собой уменьшение действующего фонда скважин и увеличение числа аварий на нефте- и газопроводах. В итоге объем добычи нефти по РФ в сократился с 500 млн.т. 80-е годы до 300 млн.т. к 1998 г.
Стеклянные бутылки это емкости или тара с более узким горлом, используемые для хранения и транспортировки жидкостей. Любые напитки, соки, соусы и другие продукты, предпочтительней покупать в стеклянных бутылках, т.к. это экологичный материал. По сравнению с пластиком, стекло не способно что-то выделять или окрашивать хранимый в нем продукт или жидкость. К бутылкам на заказ можно применить персональный дизайн, нанести логотип торговой марки и название фирмы, получить бутылки под разное назначение, оригинальной формы и размером, из разного цвета стекла. Такие бутылки оригинально выделят продукт, выгодно отличив его от конкурентов.
В период с 1998-2000 гг. нефтяная промышленность РФ преодолела падение объемов добычи нефти и стабилизировала ее уровень в пределах 300-348 млн. т нефти в год. Это стало возможным за счет реализации следующих мероприятий:
1) Создание сильных, крупных нефтяных компаний.
2) Привлечение инвестиций из-за рубежа.
3) Использование собственных капитальных вложений за счет высоких мировых цен на нефть в 1999-2000 гг.
4) Оживление деятельности буровых и геологоразведочных предприятий за счет собственной добычи нефти и помощи со стороны НК России.
В настоящее время основной объем (75%) добычи нефти обеспечивает Западная Сибирь. Второе место по объемам добычи нефти занимает Урало-Поволжье (Татарстан, Башкортостан, Пермь, Самара, Саратов, Оренбург и т.д.), небольшие объемы добычи нефти обеспечивают шельфы Балтийского и Охотского морей.
В то же время серьезной проблемой является загрузка российских НПЗ, которые при суммарной своей мощности, те же 300 млн. т. в год, загружены лишь на 55-60% (ежегодно Россия экспортирует 130-140 млн. т нефти). Это объясняется следующими причинами:
1) Физическое и моральное старение российских НПЗ, низкий процент выхода нефтепродуктов при их невысоком качестве и высокой стоимости. В Западной Европе выход нефтепродуктов составляет 85-90% , в России: Пермский НПЗ – 70%; Волгоградский НПЗ – 65%; Ухтинский НПЗ – 41%.
2) Разрыв между уровнем мировых цен на нефть и внутренними российскими ценами (в России 1100-1500 руб. за тонну, мировые 4000-5000 рублей за тонну с некоторыми колебаниями по отдельным годам).
Основной объем экспорта сырой нефти идет в Ирландию, Швейцарию, Польшу, Венгрию, Словакию, Чехию, Белоруссию, Украину. Транспортировка нефти за рубеж, как правило, осуществляется либо через нефтепровод «Дружба», либо морским путем. Транспортировка морским путем осложнена наличием лишь двух портов, имеющих нефтеналив (Туапсе и Новороссийск). Россия вынуждена арендовать иностранные порты: Ростон (Германия) и Вентспилс (Латвия).
Выход из положения был найден по мере реализации проекта БТС (Балтийская транспортная система). Он включает в себя сооружение новой нитки нефтепровода Харьяга - Центр, частичную реконструкцию НПЗ в городе Кириши, сооружение от него нефте- и продуктопровода до побережья Финского залива, и наконец сооружение здесь терминала по наливу нефти. Этот проект начат с реализации и участием группы российских и иностранных компаний, первая очередь была введена в декабре 2001 г. Одновременно НК «Лукойл», которая начала временный налив нефтью танкеров в бухте Варандей, намерена организовать здесь стационарный налив нефти (до 10 млн.т. в год). Этот проект «Северные территории» находится на завершающей стадии разработки, он реализуется совместно с американской компанией «Коноко».
|