Роль россии на мировом рынке нефти, перспективы развития, компании - Сайт о нефти, газе и нефть сопутствующих продуктах
Главная Экономика в газовой и нефтяной промышленности Роль россии на мировом рынке нефти, перспективы развития, компании
Роль россии на мировом рынке нефти, перспективы развития, компании

Россия традиционно занимает достаточно высокое место на мировом рынке среди нефтегазовых держав мира и, в известной степени, определяет их политику по добыче природного газа. РФ занимает первое место по уровню добычи природного газа.

По добыче нефти она преодолела кризисные явления и также занимает достойное место в мире. Как уже упоминалось выше, если в 1996 г. Россия находилась на 3–м месте по объемам добычи нефти, то уже в 2001 г. она вышла на 2–е место в мире (с уровнем добычи нефти 348 тыс.т.), опередив США и уступая лишь Саудовской Аравии.

Нефтяная промышленность Российской Федерации (далее РФ) весьма болезненно пережила вхождение в рыночные отношения. Переход на собственные источники финансирования в совокупности с разрывом хозяйственных связей и более поздним освобождением цен на нефть внутри России по сравнению с другими видами продукции не мог не сказаться.

Все это, в конечном итоге, привело к резкому сокращению буровых и геологоразведочных работ, соответственно – к снижению запасов нефти, уменьшению объемов нефтепромыслового обустройства, сокращению ремонтных работ, а это, в свою очередь, повлекло за собой уменьшение действующего фонда скважин и увеличение числа аварий на нефте- и газопроводах. В итоге объем добычи нефти по РФ в сократился с 500 млн.т. 80-е годы до 300 млн.т. к 1998 г.

В период с 1998-2000 гг. нефтяная промышленность РФ преодолела падение объемов добычи нефти и стабилизировала ее уровень в пределах 300-348 млн. т нефти в год. Это стало возможным за счет реализации следующих мероприятий:

1) Создание сильных, крупных нефтяных компаний.

2) Привлечение инвестиций из-за рубежа.

3) Использование собственных капитальных вложений за счет высоких мировых цен на нефть в 1999-2000 гг.

4) Оживление деятельности буровых и геологоразведочных предприятий за счет собственной добычи нефти и помощи со стороны НК России.

В настоящее время основной объем (75%) добычи нефти обеспечивает Западная Сибирь. Второе место по объемам добычи нефти занимает Урало-Поволжье (Татарстан, Башкортостан, Пермь, Самара, Саратов, Оренбург и т.д.), небольшие объемы добычи нефти обеспечивают шельфы Балтийского и Охотского морей.

В то же время серьезной проблемой является загрузка российских НПЗ, которые при суммарной своей мощности, те же 300 млн. т. в год, загружены лишь на 55-60% (ежегодно Россия экспортирует 130-140 млн. т нефти). Это объясняется следующими причинами:

1) Физическое и моральное старение российских НПЗ, низкий процент выхода нефтепродуктов при их невысоком качестве и высокой стоимости. В Западной Европе выход нефтепродуктов составляет 85-90% , в России: Пермский НПЗ – 70%; Волгоградский НПЗ – 65%; Ухтинский НПЗ – 41%.

2) Разрыв между уровнем мировых цен на нефть и внутренними российскими ценами (в России 1100-1500 руб. за тонну, мировые 4000-5000 рублей за тонну с некоторыми колебаниями по отдельным годам).

Основной объем экспорта сырой нефти идет в Ирландию, Швейцарию, Польшу, Венгрию, Словакию, Чехию, Белоруссию, Украину. Транспортировка нефти за рубеж, как правило, осуществляется либо через нефтепровод «Дружба», либо морским путем. Транспортировка морским путем осложнена наличием лишь двух портов, имеющих нефтеналив (Туапсе и Новороссийск). Россия вынуждена арендовать иностранные порты: Ростон (Германия) и Вентспилс (Латвия).

Выход из положения был найден по мере реализации проекта БТС (Балтийская транспортная система). Он включает в себя сооружение новой нитки нефтепровода Харьяга - Центр, частичную реконструкцию НПЗ в городе Кириши, сооружение от него нефте- и продуктопровода до побережья Финского залива, и наконец сооружение здесь терминала по наливу нефти. Этот проект начат с реализации и участием группы российских и иностранных компаний, первая очередь была введена в декабре 2001 г. Одновременно НК «Лукойл», которая начала временный налив нефтью танкеров в бухте Варандей, намерена организовать здесь стационарный налив нефти (до 10 млн.т. в год). Этот проект «Северные территории» находится на завершающей стадии разработки, он реализуется совместно с американской компанией «Коноко».


 
Интересная статья? Поделись ей с другими: