Проверка реле прямого действия при новом включении выполняется в следующем объеме:
внешний осмотр;
проверка механической части реле;
проверка отключающего механизма привода и совместная регулировка его с реле;
проверка схемы включения реле;
проверка сопротивления изоляции и испытание повышенным напряжением;
проверка электрических характеристик реле.
При внешнем осмотре проверяется состояние обмотки реле и ее выводов. Для проверки механической части реле проверяется исправность всех деталей. При необходимости реле разбирается. При обнаружении ржавчины на деталях реле, погнутых и помятых гильз, погнутых бойков, винтов, шпилек, разбитых деталей из пластмассы поврежденные детали должны заменяться исправными. При сборке реле не допускается применение каких-либо видов смазки. Проверенные реле устанавливаются в привод, и проверяется отсутствие перекосов и свободное движение всех подвижных частей. После этого производится проверка отключающего импульса механизма привода и совместная регулировка его с реле.
Согласование хода бойка реле и электромагнитов с отключающим механизмом приводов производится для каждого реле и электромагнита, установленного в приводе. При этом должны выполняться следующие условия:
для реле РТМ и электромагнитов отключения касание бойком лапки отключающей планки должно происходить как можно позже, когда их сердечники имеют наибольшее тяговое усилие. Расстояние от бойка до лапки отключающей планки должно быть не менее 6 мм;
для всех реле и электромагнитов запас хода бойка после расцепления отключающего механизма должен быть около 2 мм.
Проверка сопротивления изоляции и испытание ее повышенным напряжением выполняются в полной схеме. Поэтому предварительно должны быть собраны цепи переменного тока и напряжения, цепи управления и проверена правильность соединений, соответствие их принципиальным и монтажным схемам и затяжка всех контактных соединений.
Сопротивление изоляции измеряется мегомметром на 1000 В относительно корпуса и между собой. Сопротивление изоляции для каждого присоединения должно быть не ниже 1 МОм. При удовлетворительных результатах производится испытание изоляции всех цепей относительно корпуса напряжением 1 кВ переменного тока в течение 1 мин.
Проверка электрических характеристик реле и электромагнитов выполняется в следующем объеме.
У реле РТМ и токовых электромагнитов отключения проверяется ток срабатывания на всех уставках или отпайках; настраивается заданная уставка тока срабатывания, измеряется полное время срабатывания при кратности тока в реле 1 и 1,5.
У реле РТВ проверяется ток срабатывания на всех уставках или отпайках, устанавливается заданная уставка тока срабатывания и выдержка времени в независимой части характеристики или при заданном токе, снимается зависимость t=f(I) на рабочей уставке, измеряется коэффициент возврата реле в зависимой и независимой частях характеристики.
У реле минимального напряжения проверяется напряжение срабатывания и возврата реле, устанавливается заданная выдержка времени, измеряется ток в реле при минимальном напряжении.
У блокирующего реле отделителя проверяется ток срабатывания реле, проверяется реле на вибрацию до максимального значения тока КЗ при включенном короткозамыкателе.
У электромагнитов отключения и включения проверяется напряжение срабатывания и возврата, измеряется ток электромагнита при номинальном напряжении.
Схемы регулирования тока. При настройке реле типов РТМ и РТВ учитывается погрешность трансформаторов тока. Настройку уставок реле независимо от результатов расчетов ведут так, чтобы автоматически учитывались погрешности трансформаторов тока. В большей мере это относится к реле типа РТВ, имеющим значительное сопротивление обмоток и зависимую от тока выдержку времени. Настройка реле от постороннего источника без учета погрешностей трансформаторов тока может привести к тому, что при действительном КЗ выдержка времени его значительно увеличится по сравнению с расчетной. Схема проверки реле типа РТВ приведена на рис. 13.11.
Рис. 13.11. Схема проверки РТВ
В этой схеме на обмотку реле КАТ, включенную параллельно вторичной обмотке трансформатора тока, подается ток. При таком включении сопротивление вторичной обмотки трансформатора тока включено последовательно с сопротивлением ветви намагничивания. Сопротивление вторичной обмотки применяемых трансформаторов тока (десятые доли ома) значительно меньше сопротивления обмотки реле (2-5 Ом) и ветви намагничивания (десятки ом), поэтому им можно пренебречь. Проверка по схеме рис. 13.11 дает очень небольшую ошибку. По этой же схеме необходимо проверять реле типа РТМ [22].
Напряжение срабатывания электромагнитов включения и отключения проверяется при действии их на привод. Проверка электромагнитов постоянного и переменного тока выполняется по схеме рис. 13.12.
Рис. 13.12. Схема проверки электромагнитов включения и отключения:
а - электромагнитов переменного тока; б - электромагнитов постоянного тока
Напряжение срабатывания электромагнитов включения не должно превышать 0,8 номинального напряжения. Напряжение срабатывания электромагнитов отключения не должно превышать 0,65 номинального напряжения. Напряжение возврата электромагнитов не регламентируется, но они должны четко возвращаться в исходное положение при снижении напряжения до нуля.
Установка заданной выдержки времени и снятие характеристик для реле РТВ производится после регулировки заданной уставки по току срабатывания при определенном значении тока в независимой части характеристики.
Предварительно устанавливается заданный ток или ток, соответствующий независимой части характеристики (примерно четырехкратный ток срабатывания). Установленный ток подают в обмотку реле толчком и измеряют время срабатывания. Снимается зависимость времени срабатывания от тока в реле t=f(I) на рабочей уставке. Рекомендуется время определять при токах, равных 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4 тока срабатывания.
Разброс времени срабатывания в независимой части характеристики для реле разных заводов не должен превышать 0,2-0,3 с. Разброс следует учитывать при согласовании со смежными защитами.
Производится настройка заданных уставок реле РТВ по схеме рис. 13.13, и после этого коэффициент возврата измеряется как в независимой, так и в зависимой части характеристики.
Рис. 13.13. Схема проверки коэффициента возврата реле РТВ
При включенном выключателе S1 и отключенном S2 реостатом RR2 по амперметру РА2 устанавливается предполагаемый ток возврата реле КАТ, равный 0,8-0,7 тока срабатывания. Затем включается выключатель S2 и реостатом RR1 по амперметру РА1 устанавливается примерно 2-3-кратный ток срабатывания. Выключатель S1 отключается, секундомер РТY устанавливается на нуль и выключатель S1 снова включается. По секундомеру отсчитывается время на 0,5-0,7 с меньше выдержки времени проверяемого реле в независимой части характеристики, и в этот момент выключатель S2 отключается. Таким образом имитируется сквозное КЗ для данного реле и отключение его своей защитой.
Опытным путем подбирается максимальное значение тока в цепи РА2, RR2, при котором реле тока КАТ после отключения выключателя S2 возвращается в начальное положение. Этот ток и будет током возврата при работе реле в независимой части характеристики.
Аналогично измеряется ток возврата реле и при работе реле в зависимой части характеристики. В этом случае суммарный ток в цепи реле устанавливается равным 1,2-1,5 тока срабатывания.
Необходимо отметить, что при настройке реле типа РТВ измеряется сумма времени срабатывания реле и времени отключения выключателя до начала размыкания контактов.
|