Главная Сооружение лэп для магистральных трубопроводов Строительство воздушных линий электропередачи в условиях пустынь и подвижных песков
Строительство воздушных линий электропередачи в условиях пустынь и подвижных песков

Организация работ по строительству вдольтрассовых ЛЭП в условиях полупустынь, пустынь и песков Средней Азии и Казахстана отличается от организации работ в средней полосе или в условиях болот Западной Сибири. Основное отличие состоит в том, что в этих условиях, как правило, не требуется особой подготовки трассы ЛЭП, которую выполняют генеральные подрядные организации, а значит, строительный поток ЛЭП не связан жестко со строительным потоком трубостроителей единой технологической и организационной схемой.

Безусловно однако, что устройство временных сооружений, прирельсовых складов и полевых городков необходимо совмещать с подобными сооружениями генерального подрядчика, что, как уже говорилось, упрощает и улучшает организацию работ, эксплуатацию механизмов и отдых электролинейщиков. Но тем не менее строители ЛЭП в условиях Средней Азии и Казахстана могут вести работы, не только отставая от трубостроителей по фронту работ, но и опережая их.

Климатические условия пустынь и полупустынь требуют особого подхода к организации полевых и передвижных городков. Желательно жилые помещения снабдить кондиционерами воздуха и холодильниками, так как днем температура воздуха в этих районах достигает от +40 до +45° С. В то же время, с наступлением зимы в этих районах бывают длительные заморозки и даже морозы до -20° С. Поэтому жилые помещения должны быть своевременно подготовлены к зиме и иметь надежное отопление. Кроме того, для защиты от песчаных и пыльных бурь в жилых помещениях, столовых и душевых необходимо тщательно уплотнить оконные и дверные проемы. Душевые обязательно устраивают как с искусственным подогревом воды, так и с естественным от солнечных лучей.

Распорядок работы в летнее время устанавливается в зависимости от погодных условий. При наступлении устойчивой жары режим работы организуется таким образом, чтобы к самому жаркому времени дня (к 13-14 ч) рабочий день заканчивался, т.е. начало рабочего дня сдвигают на раннее утро. В некоторых случаях рабочий день разделяют на утреннее и вечернее время с перерывом на обед и отдых в 3-4 ч.

Транспортные работы по перевозке опор, металлоконструкций, проводов осуществляют обычными грузовыми автомобилями. В барханных песках используют автомобили повышенной проходимости, гусеничные тракторы или гусеничные транспортеры. При движении транспортных средств в полупустынях Казахстана необходимо избегать движения по так называемым "сорам". На вид "соры" представляются плотными грунтами с гладкой поверхностью, однако по составу - это заиленные пылеватые обводненные пески, несущая способность которых крайне низка и сходна с болотами. Автомобильная техника, а часто и гусеничня в "сорах", как правило, не проходит.

Строительно-монтажные работы по строительству ЛЭП отличаются в этих зонах более высокими трудовыми затратами на установку опор, связанными с большими объемами земляных работ по разработке котлованов, обратной засыпке и закреплению песков.

Разрабатывать котлованы и устанавливать опоры в зависимости от вида грунта можно несколькими способами.

В слежавшихся заиленных или увлажненных песках котлованы бурят обычными бурильными машинами на автомобильном и тракторном ходу. Сразу после бурения опору устанавливают в котлован и закрепляют вынутым грунтом.

В сухих сыпучих песках пробурить котлован не удается из-за осыпания его вертикальных стенок. В таком случае за несколько часов до бурения производят обвалование пикета и в образующуюся выемку заливают воду из автоцистерны. Вода впитывается в песок, смачивая его на глубину бурения. После впитывания воды приступают к бурению. Предпочтительно бурение ведут шнековыми бурами. Бур углубляют несколько ниже проектной глубины котлована и для полной его очистки от грунта делают два-три прохода. Шнек надо поднимать медленно, а грунт откидывать в сторону лопатами. Опору устанавливают в котлован сразу после выемки бура, т.е. нельзя позволить воде испариться, а песку высохнуть. Засыпают опору сухим песком.

В барханных и подвижных песках котлованы под опоры копают гусеничными бульдозерами на базе тракторов С-100 или Т-130.

Котлован копается на глубину 2,2,м с предварительной планировкой пикета. Бульдозером выбирается грунт (песок) на пикете, при этом движение бульдозера и передвижение грунта осуществляются вдоль оси ЛЭП. Одновременно с разработкой котлована готовится к установке опоры, т.е. она должна быть собрана и подготовлена к подъему. Грузоподъемный механизм - автокран или трубоукладчик с удлиненной стрелой - должен находиться на безопасном расстоянии от бровки котлована, чтобы не попасть в зону естественного осыпания песка в котлован. Опору устанавливают в котлован и тщательно выверяют, а затем котлован засыпают тем же бульдозером. Опора на все время ее закрепления поддерживается грузоподъемным механизмом.

В барханных песках опоры закрепляют, как правило, с ригелями, в качестве которых используются железобетонные приставки, отбракованные железобетонные стойки, расчлененные на отрезки необходимой длины. Ригели устанавливают на нулевой отметке пикета, а затем поверх них устанавливается банкетка, т.е. подсыпают грунт выше нулевой отметки. Чтобы опора надежно и долго стояла, выполняют мероприятия по закреплению песков от выдувания из-под ее основания. Закрепляют пески на банкетке отходами сырой нефти или специальным составом-нерозином, которые доставляются и распыляются битумовозами на шасси высокопроходимых автомобилей.

Закрепление песков сводится к тому, что вязкие нефть или нерозин связывают отдельные песчинки на поверхности банкетки в единую корку толщиной 7-10 см. Песок закрепляется на площади круга диаметром 10-12 м с центром в месте установки опоры.

При закреплении песков предпочтение надо отдать нерозину, так как он связывает песок в единое целое и, кроме того, позволяет задерживать некоторое количество влаги, чем и способствует закреплению банкеток и произрастанию на них пустынной растительности. При этом корневая система растений еще надежнее закрепляет песок от выдувания. Сырая нефть не может выполнять подобные функции, так как по своему составу не является приемлемой для какой-либо растительности.

При прохождении ЛЭП в плотных грунтах типа ракушечника разрабатывают котлованы под опоры буровзрывным методом. Однако в некоторых случаях можно использовать бурильные машины для бурения котлованов с применением буровых головок для мерзлого грунта. При бурении ракушечников необходимо в котлован подавать воду для охлаждения резцов буровой головки и следить за тем, чтобы не перегружать буровую установку.

Таким образом, при проведении работ в условиях пустынь и полупустынь механизированной колонне, ведущей работы, выдаются дополнительные машины и механизмы: бульдозеры, автоцистерны для перевозки воды и битумовозы. Организация и проведение работ по монтажу проводов не имеют существенных отличий в этих зонах от работ в средней полосе.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Похожие статьи