При проверке изоляции цепей реле мегомметром следует предварительно отсоединить землю в цепях разделительных конденсаторов С9, С12 (см. рис. 12.5) оперативного тока (снять перемычку между зажимами XT : 7, XT : 9); объединить выходные зажимы реле по цепям напряжения XT : 8, XT : 11, XT : 13; объединить вторичные обмотки Т1, Т2, ТЗ с цепями оперативного тока, для этого необходимо закоротить между собой все накладки на лицевых панелях обоих модулей и соединить их с выводами реле XT : 1 (+); XT : 5 (-). Проверяют сопротивление изоляции между объединенными цепями напряжения - цепями оперативного тока и сопротивление изоляции каждой цепи относительно земли при модулях, установленных и зафиксированных в рабочем положении.
При проверке блока питания оперативных цепей следует проверить напряжение стабилизации стабилитроном V1 и напряжение смещения на диодах VD5, VD6. При изменении напряжения питания от номинального до напряжения в пределах ±1020% должно быть U= 121,2 В; U 2 В. Проверку и регулировку исполнительных органов К1 и К2 проводят при вынутых из корпуса и полностью отключенных модулях. Ток при проверках подают на зажимы 6-4 для реле K1 и 6-21 для реле К2 при снятых накладках 4-5 и 21-22, расположенных на лицевых панелях; ток срабатывания устанавливают равным 16,80,8 мА.
При подключении модулей (шнуром гибкой связи) проверяют работу тиратронов сигнализации и действие кнопки “Сброс сигнала”.
При настройке уставки срабатывания реле напряжения первой гармоники при поданном оперативном токе напряжение частотой 50 Гц от регулировочного устройства TUV подают на зажимы реле XT : 8 - ХТ : 11 (рис. 12.7). При проверке идущие ко вторичным обмоткам трансформаторов напряжения TV1, TV2 провода необходимо отсоединить, чтобы не появилось высокое напряжение на шинах генератора за счет обратной трансформации трансформаторами напряжения. Фиксацию срабатывания ведут по индикаторной лампе, подключенной на выводы К1 ХТ : 10 и ХТ : 12, или при медленном повышении напряжения по тиратрону. Напряжение U регулируют ступенчато резисторами R4-R7 и плавно R2. Коэффициент возврата k0,8.
Рис. 12.7. Схема настройки реле максимального тока первой гармоники блок-реле ЗЗГ-1
При значительном отличии U от уставки иногда требуется произвести настройку входного фильтра R1, С1, Т1, С2 (см. рис. 12.5) на частоту 50 Гц. При неизменном по величине и частоте напряжении на входе ХТ : 8 - ХТ : 11 перемещением магнитного шунта изменяют индуктивность T1. Вольтметром, включенным на вторичную обмотку Т1, фиксируют максимум напряжения на зажимах 3-2 при введенной накладке 1-2 и надежно закрепляют в этом положении шунт.
Если требуется проверить работу усилителя, то при отсутствии входного сигнала, когда VT1 открыт, U< 0,3 В (напряжение эмиттер - коллектор); когда VT2 закрыт, U > 10,5 В, U > 0,15 В (напряжение база - эмиттер); при измерениях (+) прибора подключают к выводу триода, указанному первым. При срабатывании реле когда VT1 закрыт, U > 10,5 В; когда VT2 открыт, U < 0,15 В.
Проверку реле напряжения третьей гармоники с торможением (реле НТГ) выполняют в два этапа:
лабораторная проверка работоспособности реле;
настройка рабочей уставки на работающем генераторе.
Цель лабораторной проверки - выявить возможные повреждения устройства и получить данные, необходимые при настройке уставки.
Проверку настройки на резонансную частоту 150 Гц рабочей С13-Т2 и тормозной С14-Т3 цепей реле проводят раздельно при отключенном оперативном токе. Напряжение питания 1-5 В от звукового генератора подают соответственно на входные зажимы реле: рабочей цепи - ХТ : 11 - ХТ : 13, тормозной - ХТ : 13 - ХТ : 8. Для исключения взаимного влияния цепей при проверке рабочей цепи размыкают накладку 12-13, при проверке тормозной цепи - накладку 9-10. Поддерживая неизменной величину напряжения на входе, генератором изменяют частоту питания в пределах 15050 Гц. По максимальному значению показания вольтметра, включенного на вторичную обмотку трансформатора Т2 или Т3, измеряют напряжение U или U и фиксируют резонансную частоту, которая должна быть 1506 Гц. При проверке необходимо использовать вольтметр с высоким входным сопротивлением, проверяемые трансформаторы Т2 и ТЗ должны находиться в режиме нагрузки, для чего необходимо установить перемычки 9-10 или 12-13. Дополнительно при данной проверке следует измерить напряжение U и U на выходе выпрямительных мостов VD2 и VD3, максимальное напряжение на них соответствует той же резонансной частоте. При необходимости подстройка на резонансную частоту осуществляется изменением индуктивности Т2, ТЗ при перемещении их магнитного шунта.
Проверку минимального напряжения срабатывания при отсутствии торможения проводят при поданном оперативном токе и напряжении питания частотой 150 Гц.
Напряжение срабатывания реле НТГ, измеренное на входных зажимах ХТ : 11 - ХТ : 13, должно быть не более 0,3 В при разомкнутой накладке 12-13 и полностью введенном резисторе R26. Чтобы ввести данный резистор, его ось следует повернуть до упора по часовой стрелке, в этом случае U= U.
Следует измерить также напряжение срабатывания в этом режиме при частоте 50 Гц и по полученным результатам определить коэффициент ослабления фильтром напряжения промышленной частоты.
k= U 50 Гц / U 150 Гц,
k должен быть не ниже 25, обычно он ранен 25-30.
Проверку срабатывания реле при коэффициенте торможения k= 1 проводят при частоте напряжения питания 150 Гц по схеме, приведенной на рис. 12.8.
Рис. 12.8. Схема настройки реле третьей гармоники блок-реле ЗЗГ-1
Под коэффициентом торможения в соответствии с заводской документацией понимается отношение рабочего напряжения к тормозному, которые измерены в момент срабатывания:
k= U/U.
Приступая к проверке, предварительно следует полностью ввести резисторы R26 и R27 (ось резистора R27 необходимо повернуть до упора против часовой cтрелки), в этом случае соблюдается условие U= U и U= U. Регулировочным трансформатором TUV1 устанавливают любое фиксированное значение рабочего напряжения U в пределах от 1 до 10 В и проверяют, чтобы реле К2 сработало. Затем повышают тормозное напряжение peгулировочным трансформатором TUV2 до значения большего, чем установленное рабочее, и фиксируют возврат реле К2. Плавно уменьшают тормозное напряжение при неизменном рабочем и определяют значение тормозного напряжения U в момент срабатывания.
При k= 1 измеренное тормозное напряжение не должно отличаться от установленного рабочего более чем на 15 %. Объем лабораторной проверки на этом заканчивается, реле подготовлено к проверке под нагрузкой. Иногда в проектных уставках, подтвержденных службой РЗА, задают требуемый k - настройку его производят по приведенной выше методике изменением сопротивлений резисторов R26 и R27.
|