Строительство отечественного трубопроводного транспорта началось в 1876 г. с постройки в районе Баку первого нефтепровода диаметром 76 мм протяженностью 9 км.
Широкое развитие трубопроводный транспорт получил лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Только за годы первых пятилеток в Советском Союзе было проложено свыше 3 тыс. км подземных стальных магистралей. Не прекращалось строительство трубопроводов и в годы Великой Отечественной войны, когда их сеть удлинилась более чем на 1550 км. Был проложен бензопровод по дну Ладожского озера, обеспечивший подачу горючего для боевой техники наших воинских частей, героически оборонявших Ленинград. На Дальнем Востоке в тяжелых условиях был построен нефтепровод Оха-Комсомольск-на-Амуре.
Первым дальним газопроводом страны стала подземная магистраль Саратов-Москва протяженностью 800 км диаметром 325 мм, вступившая в строй летом 1946 г.
Важнейшим периодом в строительстве магистральных трубопроводов стали 70-е годы. За 1975-1980 гг. было построено 50 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе нефтепроводов 11,8 тыс. км, газопроводов 31,3 тыс. км и нефтепродуктопроводов 2,1 тыс. км.
В настоящее время свыше 95% добываемой нефти и весь газ транспортируются по трубам. Трубопроводный транспорт - самый экономичный вид транспорта: стоимость перекачки 1 т нефти в 4 раза дешевле стоимости ее перевозки по железной дороге. Доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте страны постоянно растет (табл. 1).
Таблица 1
Доля (в %) различных видов транспорта в общем грузообороте СССР
Вид транспорта
|
Годы
|
|
1965
|
1970
|
1975
|
1980
|
1985
|
Железнодорожный
|
69,0
|
63,1
|
59,2
|
50,4
|
46,9
|
Речной
|
4,7
|
4,4
|
4,0
|
3,7
|
3,5
|
Морской
|
13,1
|
16,6
|
13,4
|
12,5
|
12,2
|
Нефтепроводный
|
5,2
|
7,1
|
12,1
|
18,0
|
18,3
|
Газопроводный
|
2,2
|
3,2
|
5,1
|
9,1
|
12,6
|
Автомобильный
|
5,1
|
5,6
|
6,2
|
6,3
|
6,5
|
Принципиально новым явилось создание в 70-х годах трубопроводов диаметром 1420 мм для переброски крупных потоков газа. Протяженность трубопроводов большого диаметра (свыше 1000 мм) в общей протяженности трубопроводных систем достигает в настоящее время 50%. Семидесятые годы определили высокие темпы сооружения трубопроводов. Протяженность магистралей удвоилась, их мощность возросла в 4 раза (рис. 1).
Рис 1. График роста (в тыс. км) трубопроводного строительства
в Советском Союзе
В одиннадцатой пятилетке трубопроводов диаметром 1420 мм проложено вдвое больше по сравнению с десятой пятилеткой. Только из Уренгоя проложено пять газопроводов в Центр страны и экспортный газопровод до Ужгорода.
|