Главная Экономика в газовой и нефтяной промышленности Крупнейшие нефтегазовые компании мира
Крупнейшие нефтегазовые компании мира

В нефтегазовых компаниях мира широко применяются современные теории и практика менеджмента. Если оценивать современные организационные формы западных нефтегазовых фирм, то в них определили 4 направления: корпорации, концерны, ассоциации, консорциумы. Их определяет ряд характерных особенностей и черт.

Корпорация – это мощная крупная нефтегазовая фирма, отличающаяся значительным разнообразием производств (бурение и геологоразведка, добыча нефти и газа, морской и сухопутный транспорт нефти и газа, первичная переработка нефти, нефтехимия, промышленное и гражданское строительство, производство продуктов питания и т.д.). Но главной особенностью корпорации является то, что ее деятельность не ограничивается территорией своей страны, а распределяется на ряд стран и континентов. К числу подобных структур относятся уже упомянутые ранее американские фирмы «Коноко», «Амоко», «Мобил», «Шеврон», смешанная англо-голландская фирма «Шелл», российские компании «Лукойл» и «Юкос».

Концерн – это тоже крупная многоотраслевая структура, но главной ее особенностью является то, что производственная деятельность фирмы ограничивается, как правило, территорией своей страны. Примером подобной организационной структуры, в ее классическом виде, могут быть немецкие компании, уже упоминаемые выше, «Рургаз», «АЕГ», «Маннесманн», итальянские фирмы «Эни», российские фирмы «Сургутнефтегаз», «Сибнефть».

Общим объединяющим признаком для этих двух форм является максимальная концентрация ряда управленческих функций в головной фирме, о чем подробно упоминалось выше, в соответствующем разделе. Эти две формы отличают также такие признаки, как жесткая регламентация функций, строгая технологическая и финансовая дисциплина, четкое выполнение «дочерними» фирмами указаний головной компании и т.д.

Ассоциация – это структура, соединяющая деятельность группы предприятий одной отрасли для достижения общеотраслевых целей и задач. При этом предприятия сохраняют свою организационную самостоятельность и подчиненность какой–либо головной фирме, не выходя из ее состава. Эту организационную форму отличают отсутствие жестких связей и единой финансовой дисциплины для членов ассоциации. Примером подобной структуры могут быть ассоциации предприятий малого бизнеса, ассоциация сервисных предприятий, ассоциация машиностроительных заводов и т.д.

Консорциум – это группа компаний, возможно даже разных стран, соединяющих свои усилия и средства на определенный период для решения локальной конкретной задачи, после решения которой консорциум ликвидируется. На время решения поставленных целей в консорциуме действуют жесткие связи, достаточно строгие технологические и финансовые дисциплины, безусловное выполнение обязательств участников консорциума по концентрации средств и ресурсов. Примером подобной формы могут быть консорциумы  на территории России, в которых соединили свои силы и средства на временной основе норвежская фирма «Норск Гидро», итальянская фирма «Аджип», американская фирма «Амоко» и другие. С российской стороны в состав этих консорциумов входят такие компании, как «Газпром»,  «Юкос», Тюменская нефтяная компания (ТНК) и др.

Во всех перечисленных выше случаях западные формы менеджмента отличают следующие принципы:

1.    Определение перспективных целей и задач фирмы (10-15 лет);

2.    Создание «команды» (команды менеджеров всех уровней);

3.    Определение ближайших целей и задач фирмы;

4.    Доведение до всех работников фирмы перспективных и текущих задач фирмы, их роли в решении этих задач и их заинтересованности в этом;

5.    Создание в фирме действенного резерва кадров на выдвижение, с перспективой продвижения по службе);

6.    Создание системы стимулов, моральных и материальных, ориентированных на развитие инициативы и самостоятельности каждого работника;

7.    Создание централизованной системы управления, которая предусматривает концентрацию основных функций в головном предприятии фирмы;

8.    Определение стиля работы руководителя в соответствии с требованиями науки о менеджменте (демократический, авторитарный или либеральный стиль);

9.    Организация стратегического планирования в сочетании с оперативным;

10.  Определение форм контроля за деятельностью фирмы;

11.  Определение целей и направления работы на рынках (изучение ситуации, учет ее изменения, работа с конкурентами, учет спроса и предложения, колебания цен и т.д.);

12.  Организация деятельности службы по связям с общественностью (создание и поддержание должного имиджа фирмы путем публикаций в печати и в других средствах массовой информации, участие в выставках, вернисажах, издание буклетов, рекламных и информационных листков и т.д.).

Применение перечисленных и иных принципов менеджмента способствует повышению эффективности деятельности западных фирм и росту их авторитета.

Характерной особенностью западных фирм является подбор кандидатур руководителей в нефтегазовых компаниях. В настоящее время, в условиях рынка, крупнейшие нефтегазовыекомпании Запада возглавляют не технологи, геологи, механики, а специалисты иного профиля, такие как финансисты, юристы, экономисты. Подобная специфика вытекает из требований рынка. В настоящее время на первый план выходит не столько технология добычи нефти и газа, сколько вопросы ее реализации, платежей, финансовых потоков, юриспруденции и т.д.

Кроме того, специалисты подобного профиля, стоящие во главе компаний, возможно, более склонны заниматься решением перспективных задач, чем локальных. Имеет место также такое положение, как концентрация основных функций менеджмента в головных компаниях, с соответствующей передачей производственных функций в «дочерние» структуры компании. Следует отметить, что подобные особенности имеют место в настоящее время и в российской практике менеджмента. Если в отдельных крупнейших компаниях России во главе их стоят инженеры – нефтяники В. Алекперов, В. Богданов («Сургутнефтегаз»), С. Богданчиков («Роснефть»), то большинство нефтегазовых компаний ныне возглавляют менеджеры–финансисты, такие как М.Ходорковский («Юкос»), Е. Швидлер («Сибнефть»), С. Кукес (ТНК). Как видно из положения дел, эти руководители нового типа достаточно успешно справляются со своими функциями.

Объемы добычи нефти по наиболее крупным нефтяным компаниям мира, как частным, так и государственным, представлены в табл. 5.

Таблица 5

Объемы нефтедобычи по двадцати крупнейшим компаниям мира

Компания

Страна

Объемы добычи в 1999г., млн. т

Объемы добычи в 2000г., млн. т

Saudi Arabian Oil Co

Саудовская Аравия

363,7

395,8

National Iraniain Oil Co

Иран

171,9

183,1

Petroleos Mexicanos

Мексика

167,1

173,0

Petroleos de Venezuela SA

Венесуэла

148,2

162,6

Iraq National Oil Co

Ирак

126,2

128,7

Exxon Mobil Corp.

США

122,2

125,1

Royal Dutch/Shell Group.

Нидерланды / Великобритания

113,4

114,0

PetroChina Co. Ltd

Китай

106,2

104,8

Nigerian National Petroleum Corp

Нигерия

98,5

101,9

Abu Dhabi National Oil Co

ОАЭ

92,2

95,3

BP PLC

Великобритания / США

100,7

94,5

Kuwait Petroleum Corp.

Кувейт

81,6

81,6

«ЛУКОЙЛ»

Россия

75,6

77,7

TotalFinaElf

Франция / Бельгия

73,3

71,6

National Oil Corp

Ливия

67,4

70,9

Petroleo Brasileiro SA

Бразилия

57,8

63,7

Pertamina

Индонезия

64,0

63,5

Chevron Corp

США

56,3

58,1

«ЮКОС»

Россия

39,0

49,7

Petroleum Development Oman LLC

Оман

41,6

42,1

Более детально следует проанализировать деятельность отдельных нефтегазовых компаний, концентрируя внимание на их наиболее характерных особенностях.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: